Более 300 лет назад, по указу Петра Великого, на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг», отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году, навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.
27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг» Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Иньчхон в Южной Корее). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо без приказа старшего командования запрещалось. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг» бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась канонерская лодка «Кореец».
Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25-го января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японской эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama».
27-го января командир крейсера «Варяг» получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям, в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест — идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.
На крейсере «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.
В 11:20 крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения смелостью русских моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге» оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал, предлагавший сдаться, но командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama» открыл огонь по крейсеру «Варяг». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг» открыл сильный ответный огонь с правого борта.
Особенно тяжело пришлось командорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику — они буквально засыпали крейсер «Варяг» фугасными снарядами сильного разрывного действия: даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.
На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.
Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнажённое мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решётки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью.
В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться, в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, вследствие чего три человека, стоявших рядом с Рудневым, были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг» получил ранение в голову, но несмотря на контузию остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократилось до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец».
Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и скорректировать стрельбу.
В 12:25 «Варяг» открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha», получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул.
В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг» под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушить пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.
В 12:45, с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг» успел выпустить по противнику 1105 снарядов.
В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг» отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев, вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два.
Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение: корабли, чтобы они не достались японцам, затопить, а команду, по договоренности, разместить на иностранных судах.
Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех (352 человека) принял французский крейсер «Pascal», англичане забрали 235 человек, итальянцы – 178.
В 15:30 на «Варяге» открыли кингстоны и клапаны затопления, а «Кореец» был взорван.
9 февраля 1904 года, в 18:10 лёгкий бронепалубный крейсер «Варяг» лёг на левый борт и скрылся под водой.
Ни один из офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою, адмирал Урио согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.
Через два месяца пароход с моряками «Варяга» и «Корейца» прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда и появились первые песни, посвящённые крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец».
Вторая жизнь крейсера «Варяг»
Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг» затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились неудачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна.
В ноябре 1905 года «Варяг» собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг» находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъёму и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион йен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya». На корме, в знак уважения к противнику, была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нём учили, как надо защищать честь своей родины.
После первой мировой войны российское правительство начало переговоры о передачи нескольких кораблей-трофеев. По итогу длительных торгов русское правительство выкупило «Варяг» у японцев. В марте того же года крейсер отправился в Россию. 21 марта 1916 года тысячи жителей Владивостока наблюдали как в бухту Золотой Рог входят три русских корабля под японскими флагами. Это были броненосцы первой тихоокеанской эскадры «Полтава», «Пересвет» и легендарный крейсер «Варяг». Через 12 лет крейсер снова отшвартовался у родных берегов. Корабли были приняты вновь в состав российского флота. Отныне они комплектовались только гвардейскими экипажами.
В конце 1916 года крейсер «Варяг» был зачислен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Вскоре был отправлен на ремонт в Англию. В 1917 году он прибыл в Ливерпуль.
Дальнейшая судьба «Варяга» сложилась трагически. После известия об октябрьском перевороте в России британское правительство приказало задержать в своих портах все русские корабли, к этому моменту стоимость ремонта «Варяга» была оценена в 300000 фунтов стерлингов. Когда выяснилось, что большевики не собираются платить по царским долгам, англичане конфисковали «Варяг» и спустя некоторое время продали его одной из немецких фирм на слом.
5 февраля 1920 года два буксира повели крейсер в порт Глазго. Во время буксировки в Ирландском море начался сильный шторм. У берегов Южной Шотландии «Варяг» наскочил на скалы и затонул, правда опять не глубоко. Во время отливов корпус крейсера выступал из воды почти на 2 метра. Все попытки снять его со скалы не увенчались успехом. Тогда новые хозяева начали разбирать его прямо в море. В 1925 году все работы на месте крушения «Варяга» были закончены. Так завершилась судьба легендарного корабля, но подвиг его экипажа не был предан забвению.
9 августа 1992 года в селе Савине был открыт памятник командиру крейсера В. Ф. Рудневу. Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг».
Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков, поэтому ежегодно 9 февраля тихоокеанцы и жители города Владивосток собираются на Морском кладбище, чтобы отдать почесть морякам крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».